Фэндом

Абсурдопедия

Бородинское сражение

3640статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение1 Поделиться
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
С утра ты пахнешь перегаром…
~ Дарт Херохито. «Лирические хокку (сборник)»
И думал: угощу я друга…
~ Вильям Похлёбкин, «Особенности национальной кухни в военное время»
М-м-м… Гора кровавых тел…
~ Гомер Симпсон про Бородинское сражение

Бородинское сражение (Бородинская битва, или просто «Бородино») 7 сентября 1812 г. — одно из немногих сражений в мировой истории, где обе стороны приписывают победу себе.

Причём западные историки уверены, что французы потеряли 30 тысяч солдат, а русские — 60; наши исследователи, наоборот, пишут, что русские потеряли 30, а французы 60 тысяч человек.
Поскольку в обоих случаях цифры 30 и 60 совпадают, напрашивается вывод, что ошибка не в цифрах, а в названиях: тех, кого одни историки считают русскими, другие историки называют французами, и наоборот.

Это подтверждается тем известным фактом, что почти все русские дворяне в то время говорили по-французски. И когда они во время боя отдавали команды, простые русские солдаты их не понимали; напротив, французы думали, что эти команды отданы им, и спешили их исполнить. В результате в Бородинской битве была такая путаница, что историки до сих пор спорят, сколько же было атак на Семёновские флеши (2 или 8), в котором часу был ранен Багратион (в 9:00 или в 12:00) и каков вообще итог боя. Дополнительную путаницу вносило разнообразие цветных мундиров. Например, саксонских кирасир, воевавших на стороне Наполеона, несколько раз принимали за русских, а русских за саксонцев… Известно, что артиллеристы, озверев от неразберихи, иногда прекращали стрельбу из пушек, брались за банники и лупили всех посторонних, кто пытался ошиваться по батарее.

В конце сражения Наполеон громко приказал своим войскам отступить. Но поскольку он сказал это по-французски, франкоговорящие русские офицеры подумали, что этот приказ обращён к ним, и стали отводить свои войска. Кутузов хотел вмешаться, но было уже поздно, и он пошёл спать. Хотя некоторые очевидцы вспоминали, что он дремал и во время битвы. Наверное, потому что плохо понимал языки, отличные от русского и французского. В частности, генерал Барклай-де-Толли отдавал донесения начальнику штаба Беннигсену по-шотландски, а Беннигсен отвечал ему по-немецки.

После Бородинского сражения Наполеон занял Москву, сказав при этом: «Город, неприятелем занятый, девушке, потерявшей невинность, подобен». Через полтора года, когда русские войска вошли в Париж, он пожалел об этих словах.

Знаете ли вы, что… Править

Также на Фэндоме

Случайная вики