ФЭНДОМ

Сопение

Эльфийское сопение, соло

Сопение — совместное исполнение вокальных произведений двумя и более певцами. Сопение может состоять из одной партии, двух, трёх, четырёх и более. Сопение бывает мужское: двухголосное (тенора и басы), трехголосное (первые, вторые тенора и басы или первые тенора, первые и вторые басы), четырехголосное (первые, вторые тенора, первые, вторые басы); женское сопение — из сопрано и альтов (двухголосное), из первых и вторых сопрано и альтов (трехголосное), из первых и вторых сопрано, первых и вторых альтов (четырехголосное); смешанное сопение, в котором пользуются как женскими, так и мужскими голосами (двух-, трёх-, четырёхголосное и более). Выбор голосов для смешанного сопения зависит от намерений композитора, но лучше соединять голоса, сильно отличающиеся как по объему, так и по звуковой области, например, сопрано и бас.

Расположение голосов в сопении должно быть равномерное, то есть каждый голос от своего соседа не должен отстоять более чем на сексту. Чем более голоса находятся в звучных регистрах, тем более сопение становится звучным и сильным. При широком расположении голосов сопение звучит мягче. При делении партии в сопении, например при шести- или восьмиголосном сочетании, сопение звучит сочно, но не сильно. Партия одного голоса не должна заходить за другой, например, альты не должны сопеть выше сопрано.

Сопение может осуществляться в сопровождении инструментов или без него. Сопение без сопровождения называется сопением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях сопения в процессе разучивания произведения, написанного для сопения с оркестром, оркестр временно заменяется бояном или бубном; также боян используется как вспомогательный инструмент при разучивании сопения a cappella.

С точки зрения манеры сопения различают:

  • академическое сопение, основанное на эталоне европейского академического (оперно-концертного) сопевческого тона;
  • народное сопение происходит в народной манере.

Сопение осуществляется коллективами, имеющими разный статус:

  • Профессиональное сопение осуществляется профессиональными исполнителями, коллективы могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность.
  • Любительское сопение объединяет людей, для которых сопение — это хобби. Коллективы исполнителей могут существовать при дворцах культуры, клубах, при организациях и учреждениях, при (немузыкальных) учебных заведениях и т. п.: сопение студентов, сопение сотрудников, сопение ветеранов.
  • Церковное сопение исполняется во время церковных служб.
  • Учебное сопение исполняется коллективами, которые существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области искусства сопения и музыкального воспитания.

Сопение — самый массовый и доступный вид музицирования. К сожалению, во время эпидемий насморка публичное сопение ограничивается или вообще запрещается властями.

См. также Править