Викия

Абсурдопедия

Сумматор

3536статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Share

Сумма́тор (англ. Voltage Summer, сумматор напряжений) — прецизионное электронно-механическое устройство, получающее на входе число и выдающее систему уравнений в виде сумм Тейлора или Фурье, решая которую, можно получить исходное число. Сумматоры делятся по выдаваемым результатам на:

  1. Синусные
  2. Косекансные
  3. Фхтангенсные

По конструкции:

  1. Ламповые
  2. Механические
  3. Лампово-механические
  4. Комбинированные

И по принципу действия:

  1. Гетеродинные
  2. Супергетеродинные
Sum01.jpg

Процесс заправки фтхангенсного сумматора ядерным топливом

История сумматоров Править

Как сообщают нам историки, попытки сконструировать сумматор предпринимались ещё задолго до наших дней. Первый рабочий сумматор был построен в 10`000 году до н.э.. Он мог суммировать песчинки, механически пересыпаемые из одной колбы в другую. Современники не поняли гениальности конструкции, и нашли ей другое применение ─ в качестве часов.

Поскольку эллины не хотели отставать от прогресса, в 2`000 году до н.э., на съезде правящей верхушки Греции было принято решение о создании сумматора. Главным конструктором первого греческого сумматора был назначен Архимед. Размах греков потряс всю Европу: было создано 13 новых КБ, привлечено огромнейшее количество инженеров, учёных, философов и пиломатериалов, в целом на проект было потрачено 2*10^7 у.е.. В результате напряжённых научных изысканий и тяжелейшей работы сумматор был построен за рекордно короткий срок ─ всего 12(!!!) лет. Эллины назвали свой сумматор Клепсидрой (по имени знаменитой древнеегипетской царицы тех времён).

Следующим конструктором и усовершенствованием сумматора выступил Леонардо да Винчи. Он существенно упростил конструкцию, применив паровую турбину в качестве основного движущегося элемента. К сожалению учёный работал исключительно на общественных началах, и из-за недостатка финансирования работы были свёрнуты. Когда Леонардо умер, чертежи были утеряны, а недостроенный сумматор заржавел и пришёл в полную негодность.

Затем было предпринято несколько попыток воссоздать уникальное изобретение: в промежутке с 1645 по 1768 года Лавуазье, а затем Ломоносов и Фурье пытались создать сумматор, отвечающий требованиям, предъявляемым к подобным конструкциям. В результате такого коллективного творчества были изобретены пылесос, кофеварка, самогонный аппарат, акустическая система "Кенвуд" и велосипед, но сумматор, увы, оказался невоплощённой конструкцией.

Подобное положение дел никого не устраивало, и в 1876 году Тейлор впервые построил сумматор, конструктивными единицами которого являлись храповые колёса, приводимые в движение дизельным двигателем.

Первый сумматор оперировал только в диапазоне целых чисел от нуля до девяти, но по тем временам это считалось волшебством. Уже через 2 часа после изобретения котировки акций компании, возглавляемой Тейлором подскочили на 90 пунктов. Небезызвестное агентство Скотланд-ярда заключило с Тейлором контракт на поставку сумматоров, которые оно использовало для учёта преступников. Сумматор, поставляемый Тейлором был колоссальной конструкцией — он занимал четырёхэтажное здание, для его охлаждения требовалось обязательное наличие близкого источника проточной воды (до изобретения водопровода все сумматоры строились исключительно по берегам Темзы), а для зарядки, заправки, наладки и обслуживания — 150 инженеров и 200 молдаван, которые в случае нехватки горючего начинали крутить шестерни вручную.

Современные сумматоры, как правило используют те же принципы, что и сумматор Тейлора, разница состоит только в потребляемой мощности и создаваемом шуме. Самые мощные супергетеродинные комбинированные сумматоры сочетают в себе принципы механических конструкций и вычислительную мощность ламповых устройств, выдавая на-гора 200 сумм/сек при тактовой частоте до 20`000 Гц.

Конструкция простейшего сумматора Править

Простейший дискретный сумматор легко изготовить из майонезной баночки и нескольких (лучше однотипных) объектов, например канцелярских скрепок. Подлежащие суммированию объекты по очереди кладутся в баночку, после чего пересчитываются.

Простейший аналоговый сумматор изготавливается из двух майонезных баночек с нанесенными делениями. Рабочая среда (любая нетоксичная жидкость) отмеряется одной из баночек в объеме, соответствующем каждому из слагаемых и наливается в другую баночку (аккумулятор) с которой и считывается окончательный результат.

Викия-сеть

Случайная вики